|   ЗДОРОВЬЕ   |   КРАСОТА   |   МЕДИЦИНА   |   НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА   |   ПИТАНИЕ   |   ПСИХОЛОГИЯ   |   СПОРТ И ФИТНЕС     RSS канал     Карта сайта

ИНТЕРЕСНОЕ
Силовые тренировки
Наши мышцы находятся в естественном тонусе до 25 лет, после этого, показатели постепенно начинают  ....
Зеленый чай способен обновить мозг
Новое исследование, опубликованное в Molecular Nutrition & Food Research, показывает, что зеленый  ....
Как почистить печень за 72 часа
Лето с его ягодами, помидорами и прочими грибами благополучно закончилось. Впереди долгие холода, с  ....
Как избавиться от стресса после родов
Заботы, наваливающиеся на молодую семью после рождения ребёнка, не всегда бывают приятными.  ....
Ваше зрение - Дальнозоркость
Дальнозоркостью (или гиперметропией) называют такой вид рефракции глаза, при котором изображение  ....
Кардиалгии у женщин пре - и раннего менопаузального возраста
Природа симптома кардиалгий - болей (дискомфорта), локализующихся в области сердца, левой половине  ....

От доказательной медицины к доказательной педагогике

От доказательной медицины к доказательной педагогике
Вступая в третье тысячелетие, человечество пересматривает многие ценности. Не остается в стороне и образование - общее и профессиональное. Казалось бы, сюда сложно привнести что-либо новое. Педагогика - самая консервативная область интеллектуальной деятельности. С одной стороны, это хорошо. Будь иначе, мы бы не имели традиций. С другой стороны, плохо, поскольку сдерживается инновационный процесс, с ходу отвергаются ценные идеи. К числу новшеств в педагогике относят такие методы обучения, как программированный, модульный, проблемный и компьютерный.

По сравнению с традиционным объяснительно-иллюстративным методом они имеют определенные преимущества: усиливают индивидуализацию обучения, экономят время, позволяют использовать в работе последние достижения технической мысли. Но как бы ни была развита техника, она никогда не заменит человека, процесс общения педагога и учащегося. Ведь все программы компьютерного обеспечения разрабатываются людьми. Отсюда и ограниченность схем, и сложность использования гибкости мышления обучающихся, и ограниченность степени достоверности полученных результатов. Если спросить любого заведующего кафедрой, как он преподает свой предмет, то он обязательно сошлется на последние достижения своей дисциплины. Между тем информация ежегодно обновляется на 30 проц., и педагоги не успевают ее внести в учебные программы.

Известно, что организм по-разному ведет себя в норме и патологии, в экстремальных условиях, в условиях Земли и в космосе. Более того, под воздействием постоянных физических нагрузок меняется анатомия и физиология человека. Следовательно, знания, даваемые в ходе изучения отдельных дисциплин, имеют ограниченную ценность. Например, что понимать под термином "здоровье", если существует более 100 его определений? Что считать врачебной ошибкой, если налицо свыше 40 классификаций профессиональных врачебных ошибок? В медицине особенно много случаев, когда причинно-следственные связи, лежащие в основе обучения, меньше всего пригодны для объяснения возникновения и течения заболеваний. Здесь требуется учет многовариантности решения вопросов диагностики и лечения. Учат ли в медвузах этому? В основном нет. Педагогика не стала творчеством для большинства преподавателей, поскольку они, как правило, остаются функционерами, следующими когда-то усвоенным методам лечения и подражающими авторитетам, подчас уподобляемым небожителям.

Конечно, нет и не может быть абсолютных истин, все относительно. Но и тут студент должен придерживаться тех истин, которые опираются на достоверные научные факты, равно как и вырабатывать собственную позицию. Если появилась доказательная медицина (она призвана определять правильность лечения заболеваний), то должна быть и доказательная педагогика (учить тому, что строго установлено наукой). Какие бы новые технологии мы ни включали в педагогический процесс, в нем всегда найдется место творчеству, интуиции и воображению. Эмоциональный план незыблем. Без него сложно создавать мотивацию обучения, распознавать и мобилизовывать потенциальные возможности студентов, заниматься их воспитанием.

Призыв изучать медицину на клеточно-молекулярном уровне приемлем в отдельных случаях (при прохождении курсов генетики, микробиологии, физиологии и др.), чаще он понадобится на последипломном этапе обучения конкретным специальностям. Студентам надо давать основы основ. И в качестве примера для этого могут служить труды Ломоносова, Павлова, Вернадского, Менделеева, Чижевского, Демихова, Илизарова, Машковского, Неговского и многих других замечательных ученых. За каждой новой технологией должен просматриваться человек во всей многомерности, и прежде всего с позиций прав личности. В свое время Р. Вирхова ругали за то, что он разложил человеческий организм на клетки. Ученый опередил эпоху и потому не сразу был понят окружающими. Наши корифеи ратовали за исцеление индивида как единого целого. Развитие квантовой физики, генетики и иных наук побудило обратиться к изучению живой материи на молекулярном уровне. Другими словами, образовательный процесс напоминает маятник, колеблющийся в разные стороны под воздействием развития научной методологии.

Каждый раз знания приобретают более точный характер, оставаясь в то же самое время относительной величиной. Наверное, на этом прежде всего надо акцентировать внимание студентов-медиков, способствуя расширению их кругозора, нестандартности мышления. Невнимание к медицинскому образованию со стороны РАМН (в ее структуре нет ни одного отделения, которое бы напрямую занималось проблемами высшей медицинской школы) порождает иллюзию всезнайства наших ученых мужей и стремление волевым способом решать назревшие здесь вопросы.

Между тем давно ощущается потребность в создании при штабе медицинской науки специальной секции, которая бы занималась проблемой образования. Среди молодежи немало талантов, с которыми мы связываем надежды на развитие медицинской науки и практики. Мало провозгласить, что медицина относится не к сфере услуг, а к сфере национальной безопасности. Куда важнее лозунги превращать в реальные дела, постоянно учиться самим и учить студентов только тому, что представляет непреходящие ценности.

Профессор Игорь КОСАРЕВ.


    Просмотров : 198   Дата: 2012-09-08 Tweet
Система комментированияCACKLE

Стоит ли делать липосакцию, чтобы удалить лишний жир.
Лечебные свойства пчелиного яда
Врачи смогут сделать голубые глаза
Список загадочных болезней
Чрезмерная застенчивость имеет генетические причины
Медики:при раковых заболеваниях груди поможет ультразвук
Сила мысли пишет письма
Микробиологи смогли удалить лишнюю копию 21-й хромосомы
Какие продукты нужно употреблять, чтобы не поправиться
Ананасовая диета для быстрого похудения
Меню и правила проведения разгрузочного дня
Похудение с помощью активированного угля
Как справиться с аппетитом , несколько важных правил
Как не набрать лишний вес после похудения
Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса
Суповые диеты для снижения веса

Доктор Дом - Здоровье

Правильное питание,спорт и фитнес,новости медицины, рецепты здоровья

добавить на Яндекс


ПИТАНИЕ

Какие продукты нужно употреблять, чтобы не поправиться
Зелень и овощи Овощи – основа здорового питания , об этом знает почти каждый человек. Все овощи имеют множество полезных  ....
Ананасовая диета для быстрого похудения
Про свойства ананаса известно много, он входит в состав многих эффективных диет для похудения, поэтому в этой статье мы рассмотрим основные ананасовые диеты и их принципы. Ананас  ....
Меню и правила проведения разгрузочного дня
Многие знают, что разгрузочные дни полезны для фигуры, но мало кто – что с их помощью можно заметно улучшить общее самочувствие. Но, конечно, и первого, и второго можно добиться  ....
© doctor-lite.ru 2013-2015